
Закон дает однозначный ответ на этот вопрос, а именно: адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах,ставших ему известными в за юридической помощью или в связи с ее оказанием (п. 3 ст. 56 УПК РФ, ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Речь идет не только об адвокате обвиняемого, но и адвокате потерпевшего или свидетеля.
Адвоката можно допрашивать только по процессуальным вопросам и в исключительных случаях. Например, если подсудимый заявляет, что адвокат, который участвовал в деле на предварительном следствии, не присутствовал на некоторых следственных действиях и подписал протокол позже. Или наоборот, сам адвокат и его подзащитный заинтересованы в оглашении тех или иных сведений. Но нужно учитывать, что любой допрос адвоката, в том числе по процессуальным вопросам, лишает его права на дальнейшее участие в деле. (Кассационное определение Верховного Суда РФ № 4-О08-5 от 8 февраля 2008 г.)
Норма, установленная законодательством о недопустимости допроса адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, является одновременно и гарантией добросовестности адвокату, и защитой от недобросовестных действий с его стороны.
Из кассационного определения ВС РФ № 4-008-5 от 8 февраля 2005 г.: "...уголовно-процессуальный закон, устанавливая запрет на участие адвоката в качестве защитника по уголовному делу в случае его допроса по этому же делу как свидетеля, не допускает разграничения между допросом адвоката по фактическим обстоятельствам дела или процессуальным вопросам. Сообщение адвокатом при допросе в качестве свидетеля любых сведений, которые стали ему известны в связи с осуществлением им защиты обвиняемого, ставит под сомнение сохранение адвокатом конфиденциальности полученной информации, без которой не может быть эффективной юридической помощи. Таким образом, запрещение уголовно-процессуальным законом совмещения процессуальной функции защитника с обязанностью давать свидетельские показания по тому же уголовному делу являются категорическими."
Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 № 516-0-0: "...запрет допрашивать адвоката об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу или в связи с оказанием иной юридической помощи распространяется на обстоятельства любых событий - безотносительно к тому, имели ли они место после или до того, как адвокат был допущен к участию в деле в качестве защитника обвиняемого, а также независимо от того, кем решался вопрос о возможности допроса адвоката - судом или следователем".
Кодекс профессиональной этики адвоката: "4. Без согласия доверителя адвокат вправе использовать сообщенные ему сведения в объеме, который адвокат считает разумно необходимым для обоснования своей позиции при рассмотрении гражданского спора между ним и доверителем или для своей защиты по возбужденному против него дисциплинарному производству или уголовному делу. 6. Адвокат не вправе давать свидетельские показания об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей".
Обо всех случаях вызова на допрос адвокат должен письменно уведомлять адвокатскую палату, в которой он состоит.
Кроме допроса, в отношении адвоката могут проводиться гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия - обыск, прослушка телефонных разговоров, установка "жучков" в местах встречи с доверителем, наведение справок, наблюдение, оперативное внедрение, обследование зданий, помещений и транспортных средств.
Любое оперативно-розыскное мероприятие в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения. Ка только адвокату становится известно об этом, он вправе обжаловать такое разрешение в суд вышестоящей инстанции.
Напишите