
Свидетелей можно разделить на две основные группы: заинтересованные в исходе дела и незаинтересованные.
Пример заинтересованных – друзья или родственники обвиняемого и потерпевшего. У родственников обвиняемого есть своя привилегия - право отказаться от дачи показаний против своих близких, к которым могут быть отнесены не только родители, дети и супруги, но и иные лица, например проживающие в незарегистрированном браке и не являющиеся родственниками в гражданско-правовом смысле. Это право предоставлено статьей 51 Конституции РФ, которое следователь или суд обязан разъяснить указанным свидетелям. Если право 51-й статьи не разъяснено, а свидетель дал показания, они не будут иметь юридической силы.
Другая категория заинтересованных свидетелей – друзья, знакомые или лица, имеющие самостоятельный интерес в данном уголовном деле. Эта категория свидетелей не имеет право воспользоваться статьей 51 Конституции и обязана дать правдивые показания по делу.
Как известно, за ложные показания, независимо от заинтересованности свидетеля, наступает уголовная ответственность. Но в этом правиле есть одно исключение. Это тот случай, когда в качестве свидетеля допрашивается лицо, которое в силу обстоятельств должно быть допрошено в качестве подозреваемого. То есть когда следователь обязан понимать, что допрашиваемый может быть сам лично причастен к совершению преступления.
Но нередко следователи идут на такую уловку: причастность формально не является очевидной, но если начать допрашивать человека в качестве подозреваемого, он имеет право потребовать адвоката, а в некоторых установленных законом случаях адвоката следователь обязан предоставить, например несовершеннолетнему или лицу, плохо владеющему русским языком.
Уголовно-процессуальным законодательством свидетелю тоже предоставлено право являться на допрос с адвокатом, но с правом подозреваемого здесь имеется существенная разница.
Следователь не обязан предоставлять адвоката свидетелю и не обязан ждать пять дней явки выбранного самостоятельно адвоката, как в случае с подозреваемым. Следователь может по своему усмотрению подождать адвоката, которому позвонит свидетель, к примеру, полчаса, а может не ждать и сразу начать допрос. И если свидетель будет настаивать, что давать показания будет только с адвокатом, следователь вправе расценить это как отказ от дачи показаний и может привлечь свидетеля к уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ.
Также у подозреваемого есть право воспользоваться статьей 51 Конституции и оказаться от дачи показаний, хотя и у обычного свидетеля, такое право есть, но только его труднее обосновать следователю. Подозреваемому достаточно отказаться от дачи показаний в соответствии со ст. 51 Конституции без объяснения причин. Свидетель же должен объяснить, почему он желает воспользоваться статьей 51 и каким образом его показания могут быть использованы против него самого, подтвердив таким образом свою возможную причастность к совершению преступления.
И таким образом у неопытного в процессуальных вопросах свидетеля следователь может получить важную информацию по делу, которая в итоге может быть использована против самого свидетеля.
Конечно, как правило в судебной практике допрос свидетеля в качестве подозреваемого не имеет силы доказательства при условии, что следователю действительно должна быть очевидной возможная причастность свидетеля к преступлению. Это условие определяется по каждому делу индивидуально. И конечно же, нередкими бывают ситуации, когда первоначальный свидетель, в отношении которого у работников следствия не было никаких оснований предполагать его причастность к совершению преступления, впоследствии становится подозреваемым и обвиняемым.
Но как правило, при допросе в качестве свидетеля данный человек не будет давать правдивые показания против самого себя, а когда выяснится его причастность к совершению преступления, к уголовной ответственности за дачу ложных показаний он привлекаться не будет, так его процессуальное положение определяется по завершении предварительного следствия, а если из свидетеля человек превратился в обвиняемого, он как обвиняемый не несет уголовной ответственности за дачу ложных показаний. То есть имеет право говорить неправду следователю и суду «на законных основаниях».
Такая категория заинтересованных свидетелей, как друзья подозреваемого или потерпевшего или лица, имеющие самостоятельный интерес по данному делу, не имеют никаких преимуществ и привилегий по сравнению с незаинтересованными свидетелями и обязаны давать правдивые показания по делу. К заинтересованным свидетелям следует отнести и работников полиции, которые задерживали подозреваемого или проводили в отношении него оперативные мероприятия, хотя формально они считаются незаинтересованными свидетелями, выполнявшими свой служебный долг.
Суд не может отнестись показаниям свидетеля критически лишь по причине его заинтересованности в исходе дела без других объективных причин.
Но если из обстоятельств дела и других доказательств усматривается неточность или «забывчивость» свидетеля в показаниях, суд обычно указывает в приговоре, что к показаниям данного свидетеля относится критически по причине его заинтересованности, то есть дружеских или наоборот неприязненных отношений с подсудимым. А привлекать или нет свидетеля к уголовной ответственности за дачу ложных показаний по ст. 307 УК РФ решает прокурор в зависимости оттого, насколько очевиден умысел свидетеля именно в даче ложных показаний.
Бывает, что человек что-то знает, но не хочет говорить, ссылаясь на невнимательность и забывчивость. За это к уголовной ответственности привлечь трудно. Но если свидетель уверенно и подробно рассказывает об обстоятельствах и фактах, которых просто не было и не могло быть, состав преступления ст. 307 УК РФ здесь очевиден.
Потерпевший по делу также несет ответственность по данной статье за дачу заведомо ложных показаний.
К незаинтересованным свидетелям относятся случайные очевидцы преступления, незнакомые ни с обвиняемым, ни с потерпевшим. Также к этой категории можно отнести понятых, то есть людей, которых следователь или оперативные работники приглашают поприсутствовать при проведении следственных действий или оперативных мероприятий – обыска, осмотра места происшествия, опознания лица или предметов, проверки показаний на месте, следственного эксперимента. Обычно после того, как понятые подпишут протокол следственных действий, на которых они присутствовали, следователь дополнительно вызывает и допрашивает их в качестве свидетелей, чтобы они подробно своими словами рассказали, как проходило то или иное мероприятие.
Незаинтересованных свидетелей я бы хотел предостеречь от одной главной ошибки. Учитывая их незаинтересованность в исходе дела, они обычно говорят и подписывают то, что просит следователь. Если очевидец не уверен в подробностях увиденного, следователь может задавать наводящие вопросы, оказывать давление и убеждать человека в тех подробностях, которые выгодны следователю.
Внимательный и знающий свои права человек может не пойти на поводу у следователя и потребовать изложить его показания в протоколе именно так, как он считает нужным и в чем он уверен. Но нередки случаи, когда свидетель читает протокол невнимательно или вообще не читает, почему-то полностью доверяя следователю, что с его слов все записано верно, и подписывает не глядя.
То же самое относится к показаниям незаинтересованных понятых. (Бывают и заинтересованные понятые, но сейчас речь не о них). Понятые зачастую подписывают уже напечатанный заранее следователем протокол допроса не читая, так как следователь сам присутствовал при том следственном действии и знает все обстоятельства, поэтому и следователь и сам понятой считают данный допрос формальностью.
Но в таких случаях серьезные проблемы у понятого и у другого свидетеля, подписавшего протокол не читая, могут возникнуть в судебном заседании.
В суде каждый свидетель должен дать показания своими словами, и когда выясняется несоответствие того, что человек сказал в суде и того, что он подписал в кабинете следователя, он оказывается в очень неприятной ситуации.
Обычно на вопрос судьи или адвоката в таком случае, почему он дает разные показания на следствии и в суде, свидетель отвечает, что подписал протокол у следователя не читая. На вопрос, почему он это сделал, ответить не может. И возникает ситуация, когда незаинтересованный свидетель может быть привлечен к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Поэтому очевиден простой вывод – нужно внимательно читать любые документы, которые предлагает подписать следователь или другой работник правоохранительной системы, не обращая внимание не его уговоры подписать не читая, «там все правильно написано». Иначе проблемы возникнут у вас, а у следователя или дознавателя ответ всегда один: «показания свидетеля записаны строго с его слов, и он их внимательно прочитал, прежде чем подписывать».
Напишите